Цари — старинная игра

царская корона
Прототипом этой игры, может быть, послужи­ла весьма старинная игра, состоявшая в следую­щем: одного из мальчиков по жребию назначали царем; в этом качестве он властен был раздавать приказания, задавать работу своим подданным и солдатам и поддерживать порядок. Игра в цари практиковалась не только на Руси, но в древней Персии, в чем нас убеждает рассказ о Кире, царе персидском: ребенком он чрезвычайно любил иг­ру «в цари», разыгрывая в ней первенствующую роль. Титул «царя» встречается во многих играх детей разных народов. Титул этот давался как на­града и привилегия лучшему и прилагался то в игре с беганьем, то в игре с мячом.
В России в наше время [XIX век] эта игра про­изводится так: собравшиеся дети сначала назна­чают мету, отходят от нее на несколько шагов и по очереди стараются попасть в нее мячом. Кто первый попал в мету, тот и делается царем. Иногда же играющие и без жребия избирают из своей среды царя, отличающегося наибольшим удальством, ловкостью.
Избранный в цари садится на обрубок дерева, на завалинку или просто на землю и дает каждо­му из игроков какое-либо прозвище - например: Воробей, Козел, Чертополох и т. д. В иных же мес­тах эти названия дают себе сами играющие и объявляют их царю.
Перед царем, на расстоянии полутора метров, кладут в лунку мячик (а в иных местах царь дает приказание играющим стать полукругом, лицом к нему, и также не ближе полутора метров). Потом царь называет кого-либо из игроков его прозви­щем и, показывая пальцем на мяч, говорит: «Хватай!» Названный быстро схватывает мяч и старается тотчас же попасть им в кого-нибудь из играющих, которые в это время разбегаются в разные стороны, стараясь увернуться от удара.
Если вызванный не промахнулся, то, как хо­рошо исполнивший приказание царя, садится с ним рядом. А тот, кого он ударил мячом, должен схватить мяч, подбежать как можно скорее к ца­рю и «чурать» разбегающихся при этом во все сто­роны игроков, чтобы они остановились, а потом уже бить кого-нибудь из них, стараясь попасть мячом; в противном же случае на нем считается вина.
Но если вызванный не попадет ни в кого, то на нем считается вина. После того он становится в ряд с другими и ждет нового повеления царя - уже тогда, когда царь всем остальным отдаст свои приказания.
Если во время игры накопится на ком-либо до трех вин, виновного совсем отстраняют от игры, называя его «выгоревшим», «отсохшим». Игра продолжается с остальными до тех пор, пока все играющие, кроме одного, не получат до трех вин. Когда остается только один, не получивший наивысшего количества вин или вовсе ни одной, царь приказывает ему приступить к наказанию прови­нившихся: каждому назначается то или другое количество ударов мячом по спине.
Затем царь встает и начинает «показывать примеры» оставшемуся без вин. Примеры состоят сначала из различных кривляний руками, нога­ми, лицом, глазами, языком и т. д. Все, что про­делывает царь, должен проделывать и игрок. После этих кривляний царь кладет в лунку мяч, отступает на три шага и произносит: «Раз, два, три!» Когда он скажет «три!», то сам бежит, а игрок (оставшийся без вины) быстро схватывает мяч и бросает им в царя. Если попадет, то царь делается простым игроком и его место в следую­щей игре заступает попавший в него; если же не попадет, то царь не меняется и игра возобновля­ется тем же порядком.




Leave a comment


Стр. 1 из 11

Centurion Wordpress Theme
балл ведущий внимание война время глаза животные жребий книга команда круг куклы мяч остров палка песня пират приз птица робот слово солнце спорт столб тайна театр тотем фант ферма фишдом фишки цветы часы число чур