Игра Жаровка

козлинки

Игра начинается с выбора маток и подбора партий. Затем делают ряд лунок, по числу игроков ведущей (бьющей) партии. Лунки делают по прямой линии на расстоянии в несколько шагов одна от другой. Матки бросают между собой жребий: которой партии идти в поле, а которой вести игру, бить. Бить каждый член партии должен палкой со своей лунки. В некоторых местностях Вятской губернии такие палки называются козлинками. Козлинок набирают столько, сколько человек в ведущей партии: стоящие в поле их не имеют.
Те, которым достается стоять в поле, отходят от лунок шагов на 20—30, а матка их остается при лунках: обязанность ее — подавать шар при битье.
Самая игра "жаровка" состоит в следующем.
Матка находящейся в поле партии бросает шар кверху, по очереди перед каждым игроком, причем очередь соблюдается или начиная с матки, или со слабых игроков, смотря по условиям игры. Игрок же в это время бросает в шар козлинкой. Если бьющий попадает в шар, то он отлетает в ту сторону, где находятся стоящие в поле. Они ловят его и бросают своей матке. А бьющий ударяет в шар, бежит к своей козлинке, хватает ее и возвращается к своей лунке. Затем и матка водящей партии (по получении шара), и возвращающийся с поля игрок стараются один прежде другого дотронуться (замакнутъ) до лунки пробившего: матка — шаром, а сам хозяин — своей козлинкой. Если первым это сделает пробивший, то каждая партия остается на своих местах. Если же в лунку пробившего замакнёт прежде матка шаром, то стоящие в поле идут бить, а бьющие переходят в поле.
Для того чтобы пробившему выбежать за козлинкой и обратно, ставят одно из следующих условий:
1. Пробивший тотчас после того, как бросит своей козлинкой в шар, должен бежать за ней и взять ее в руки. В это время матка не имеет права замакать шаром в лунку пробившего. Поэтому пробивший может стоять на том месте, где упала козлинка, даже подвинуться несколько к своей лунке (шага на 2—3) и сколько угодно ждать удобного случая, чтобы добежать до своей лунки. Только в то время, когда он побежит к своей лунке, матка противной партии имеет право замакнуть шаром в его лунку. А потому пробивший игрок поступает так: чтобы перебежать обратно от места, где упала его козлинка, до своей лунки, он выбирает такое время, когда шара еще нет в руках матки противной партии, — например, когда пробьет кто-нибудь из его товарищей, и настолько удачно, что шар улетит далеко в поле и долго не может попасть в руки к матке противоположной партии.
2. Пробивший только тогда может бежать за своей козлинкой, когда шар еще не передан подающей матке кем-нибудь из членов ее партии. При этом матка, подающая шар, может замакнуть шаром в лунку пробившего даже и тогда, когда этот игрок только хоть немного сошел со своей лунки. Поэтому пробивший должен всегда стоять на своей лунке, не сходя с нее; или, если сойдет, должен сбегать за своей козлинкой и обратно как можно скорее.
3. Пробивший может бежать к тому месту, где упадет его козлинка, но самой козлинки в руки брать не должен. Если же он возьмет в руки козлинку, то матка противной партии имеет право замакать шаром в лунку пробившего.




Leave a comment


Стр. 1 из 11

Centurion Wordpress Theme
балл ведущий внимание война время глаза животные жребий книга команда круг куклы мяч остров палка песня пират приз птица робот слово солнце спорт столб тайна театр тотем фант ферма фишдом фишки цветы часы число чур