Детская игра — Сторожа и воры
На лугу, поросшем кустарником, или в саду в тёмное вечернее время собирается общество из 20-ти, 30-ти и более игроков (чем больше, тем лучше).
Обозначают границы места для игры и выбирают судью.
Судья сводит в пары игроков одинаково ловких и проворных; затем из каждой пары, по жребию, один делается сторожем, а другой - вором.
Первые повязывают руку платком, вторые вооружаются жгутом.
Судья дает каждой партии пароль; например: сторожам - «Тула», а ворам - «Орёл».
И разрешает ворам удалиться.
Минуты через две, когда они успели скрыться, судья идет вместе со сторожами ловить их.
К этому времени уж сгущаются сумерки и становится все труднее быстро определить, кто есть кто.
Все приказания судьи должны выполняться со строгою точностью и без нареканий.
Он посылает сторожей поодиночке и целыми отрядами то в одну, то в другую сторону, чтобы отыскивать притон воров, отвлекать их внимание, отрезать всячески им дорогу.
Назначает иногда старшего в отряде, которому отряд также должен повиноваться.
Если сторож обнаружит вора, дотронется до него и скажет вместе с тем пароль, то вор пойман.
Всякое сопротивление строго запрещено.
Вор должен безоговорочно следовать за сторожем к судье.
Тот присуждает вора к наказанию в несколько ударов его же жгутом и потом приказывает дать ему повязку сторожа.
После этого бывший вор идет вместе со сторожами ловить воров.
Но и воры могут ловить сторожей и обращать их в воров: достаточно дотронуться до сторожа и произнести свой пароль прежде, чем тот успеет сказать свой.
Таким образом, каждая партия старается увеличиться.
Игра заканчивается, когда все воры обращены в сторожей или все сторожа - в воров.
Соответственно определяются победители: сторожа или воры.
Последние могут одержать победу еще одним путем: если им удастся ударить судью с криком пароля.
Это легко может случиться, когда судья остается в одиночестве.
И потому он всегда осторожен: не ходит без сторожей, а в некоторых случаях окружает себя и весьма многочисленною стражей, чтобы воры не успели перехитрить его.
Их хитрость может быть, например, такова: судья замечает в одной стороне движение воров; на них бросаются помощники и сторожа его, даже и схватывают некоторых.
Однако воры появились там только для того, чтобы отвлечь сторожей; в ту же минуту другие воры являются с другой стороны: прежде чем судья успел повернуться, его ударили, выкрикнув пароль, - и воры победили.
При игре соблюдают следующие правила:
1. Никто не должен переходить назначенные для игры границы.
2. Воры не имеют права повязывать себе платок на руку (или даже не секунду наложить платок), чтобы обмануть сторожа.
Но и сторож не должен снимать платок, чтобы уверить воров, будто он принадлежит к их партии.
3. Когда сторож уже произнес пароль, вор не может ударить его.
Но и сторож не должен произносить пароль прежде, чем действительно увидит вора, на него нападающего.
4. Ворам не запрещается собираться, чтобы напасть на сторожей; но если сторожа их открыли и сказали пароль, воры не могут напирать на них, надеясь на число свое, потому что даже один сторож имеет право ловить их.
Надобно строго наблюдать за выполнением этого правила, иначе вся игра скоро испортится.
Эта игра весьма занимательна, особенно если обе партии ведут ее с живостью, сметливо и смело.
Лучше всего, когда должность судьи принимает на себя воспитатель.
Это полезно и для играющих, и для него самого.